Меню навигации+

Market Sentiment [сентимент рынка]

Опубликовано Ноя 4, 2016 в Статьи | 3 коммент.

Market Sentiment [сентимент рынка]

 

 

Как наверно и многие, интересующиеся психологией поведения толпы на бирже, я наткнулся на описание этого самого сентимента на форуме паука. В начале 2000-х данный подход к анализу рынка активно обсуждался, а сейчас подзабыт. Знатоками теории принято считать Neo и Atamana, по крайней мере, они были одни из первых, кто пытался применить на практике и объяснить другим.

 

neo 1

neo 2

neo 3

 

Каждый, кто заинтересовался трейдингом и пришёл на биржу, задаётся вопросом — как торговать? Обычно, он начинает изучать в первую очередь технический анализ. Это бесконечное количество индикаторов, волн, линий поддержек и сопротивлений, фигур и паттернов. В принципе, можно сказать, что он пытается понять некую суть рынка, чтобы как и остальные трейдеры, торговать по неким правилам. То же в какой-то степени попытка прочитать сентимент рынка и открывать сделки вместе с другими такими же. Т.е. каждый изначально пытается примкнуть к какой-либо группе на бирже, сам того не подозревая. Проблема в том, что индикаторов, вариантов анализа объёма, отрисовки уровней на столько много, что почти бесконечно. Поэтому, такие индикаторные системы выдают сигналы наугад. Это именно сигналы, просто торговля по внешним признакам, без попытки заглянуть в суть происходящего.

Да и вообще, график цены, это уже посредник — индикатор.  Мы получаем биржевые данные от брокера, в торговый терминал, а дальше он рисует нам бары или свечки, на которых мы ищем сигналы и уровни, чертим тех. анализ. Все смотрят на цену, каким бы индикаторами они не пользовались, все индикаторы следуют за ценой и именно цена имеет наибольшее влияние на поведение толпы. Потом это отражается на объёмах.

Технический анализ в виде линий трендов и уровней очень важен, для определения сентимента. Т.к. он поможет определить, где большинство, возможно будет входить в рынок. Но есть одна проблема, это «крупный трейдер», который умнее нас и знает всё, что знаем мы и использует это против нас… У него большие объёмы и купить вместе со всеми по тренду он не сможет. Точнее сможет, но не много, т.к. цена улетит наверх из-за его огромного спроса и заработать не получится. Если бы крупные игроки так торговали, тогда толпа, которая торгует по тем же правилам озолотится, за счёт богатого дяди. А такого как все понимают быть не может, отсюда и статистика сливающих больше 90%… Крупные игроки могут заработать только тогда, когда теряет большинство, т.е. грубо говоря они торгуют против рынка, против тренда, против нас.

Но это большинство (толпу) нужно сначала собрать, объединить какой-либо идеей, что бы они в какой-то момент включили эмоции и начали делать то, что нужно крупному игроку. Ему нужно что бы мы нажали кнопку продавать тогда, когда он сам покупает. Деньги перетекают из мелких карманов, в один большой… Таким моментом объединения может стать только всем понятное событие, например, очень хорошая новость для компании, или паттерн на графике. Такое происходит по тому, что мы одинаково реагируем на поступающую информацию. А когда включаются эмоции, трейдеры становятся толпой и делают то, чего в нормальном состоянии никогда бы не сделали…

Например: 

После сильного трендового движения, цена останавливается в канале-расширяющемся треугольнике. А точнее, просто распиливают тех, кто готов купить по тренду. Диапазон движения увеличивается, цена пробивает уровни, отталкивается от линий тренда. Внимание толпы приковано к этой идее-паттерну.  А если учесть, что до этого был тренд, значит market sentiment бычий, т.к. покупателей в данный момент больше, они ждут, что цена продолжит рост.

Зная это, крупному покупателю нужно заставить выйти этих оптимистичных быков, что бы он получил возможность выкупить весь объём себе и делать он это будет на падении цены. Те, кто сидят в лонге по тренду массово выйдут в том случае, если цена вдруг свалится, пробивая уровни поддержки, где у быков стоят стоплоссы. Примерно там же, поверившие в слом тренда медведи, начнут продавать. После чего, сильно возрастает объём, и цена улетает наверх, т.к. в рынок вошёл самый главный покупатель — создатель тренда. Вот и получается, что там, где трейдер продавал, нужно было покупать, но понятно это становится только постфактум. Купить в такой момент конечно сложно… при том, что момент почти идеальный =))

 

pattern long

 

К анализу графика нужно подходить с той точки зрения, что в любой момент времени нас кто-то хочет обмануть. Задайте себе вопрос: почему мне захотелось тут купить? Интуиция? не думаю… На рынке всегда есть тот, кто так же читает сентимент, или вообще знает больше чем мы, поэтому он всегда будет впереди тренда, т.к. он делает этот тренд. Увидеть его можно только по объёмам. По-моему, основой торгового подхода, должна быть интерпретация объёма, относительно цены. Что делает в этот момент крупняк? У кого он будет забирать деньги? Должна быть теория, благодаря которой, можно объяснить движение цены самому себе. Это позволяет «прочитать» рынок на несколько ходов вперёд.